Wallet (wallet) wrote,
Wallet
wallet

Грызня НПФов

Ужасные результаты работы управляющих компаний негосударственных пенсионных фондов описал в статьях «Пенсия – гарантия нищеты» и «Пенсия – гарантия нищеты. Часть 2».

И это не просто какие-то там теоретические расчеты, а реальность, с которой сталкиваются люди. Чтобы хоть как-то компенсировать отвратительную работу фондов, будущие пенсионеры стараются выбирать наиболее доходные фонды.

«Но! Не так просто» сказали фонды, про себя подумав, с чего вдруг граждане так поумнели и стали смотреть на результаты работы фондов? Спали себе и ни о чем не думали, а тут вдруг встрепенулись и начали писать заявления на перевод денег из фонда в фонд.

Следующая статья показывает попытку НПФов нечестными и противоправными методами удержать своих пайщиков, хоть как-то минимизируя потерю денег от своей ужасной работы. Эти действия можно было бы отнести к ошибкам, если бы не их процент – 46%! Или почти половину пайщиков НПФов не смогла перевести свои пенсионные накопления из одного фонда в другой в 2016 году.
Это такое …  болото, из которого трудно вылезти.


Пенсионным накоплениям нет перевода
Десятки тысяч клиентов не могут забрать средства из НПФ

Рост конкуренции между негосударственными пенсионными фондами (НПФ) и попытка ряда игроков защитить клиентскую базу вызвали всплеск жалоб граждан. Десятки тысяч из них считают неправомерным отказ в переводе пенсионных накоплений. В Пенсионном фонде России подчеркивают, что каждое такое обращение рассматривается индивидуально, пересмотр же решения о переводе пенсий возможен лишь в судебном порядке.

Жалобы клиентов, которые хотели перевести накопления в НПФ, но не смогли (по их оценке — неправомерно), фонды активно аккумулируют с конца марта. Еще до подведения итогов переходной кампании 2016 года ряд крупных игроков открыл соответствующие разделы на сайтах. Причем жалобы можно подавать и из личного кабинета, доступ в который граждане получали в момент подписания договоров (вместе с заявлением передается в Пенсионный фонд России, администрирующий систему). Как поясняют в самих фондах, такая работа ведется в связи с резким ростом подобных обращений. "На текущий момент зарегистрировано более 40 тыс. жалоб граждан, которые по переходной кампании 2016 года получили отказ в переводе накоплений в НПФ Сбербанка, и они продолжают поступать",— сообщил коммерческий директор НПФ Сбербанка Олег Мошляк. Активно консультирует клиентов, которым отказали в переводе накоплений, и "ВТБ Пенсионный фонд" — к настоящему времени он получил 2,3 тыс. подобных обращений.

По итогам кампании 2016 года граждане подали 12 млн заявлений о смене пенсионного фонда или управляющей компании. При этом положительное решение было принято лишь по 6,5 млн заявлений, т. е. 54,2% от общего числа. Самой распространенной причиной брака стали дублирующиеся заявления граждан и заявления без договоров с НПФ. При этом были ли такие заявления поданы их нынешними страховщиками, агентами или самими гражданами, доподлинно неизвестно.

46% от общего числа подавших заявления граждан получили отказ в переводе пенсионных накоплений по итогам кампании 2016 года

Вместе с тем в ряде случаев, как указывают несостоявшиеся клиенты НПФ, второго заявления они не писали и не подавали. "В результате обзвона граждан, получивших отказ в переходе в "ВТБ Пенсионный фонд", более 70% из них подтверждают, что не подавали повторных заявлений в течение года",— отмечает гендиректор фонда Лариса Горчаковская. По ее словам, фонд оказывает "содействие застрахованным лицам в оспаривании отказа в переводе средств с обращением в регулирующие, надзорные и следственные органы".

Рост жалоб граждан фиксируют и в фондах других крупных пенсионных групп — "Сафмар" и "Будущее". При этом корень всех бед там видят в порядке перехода граждан из НПФ в НПФ — при подаче заявления новому страховщику он не всегда должным образом информирует граждан о потере инвестдохода при досрочном (чаще одного раза в пять лет) переходе. "Принципиально важно для наведения порядка, чтобы информирование клиентов обо всех рисках при переходах было возложено на текущего страховщика, а не на ПФР",— считает президент АНПФ Сергей Беляков. "Ситуация, в которой граждане неосознанно принимают решения о судьбе своих накоплений, должна быть исправлена как можно скорее. В противном случае граждане так и будут оставаться жертвами не всегда здоровой конкуренции на пенсионном рынке",— уверен гендиректор "ЛУКОЙЛ-Гаранта" Денис Рудоманенко. Между тем законопроект об изменении порядка переходов клиентов НПФ обсуждается отраслью около полутора лет, но до чтений в Госдуме дело пока не дошло.

Данные Банка России также свидетельствуют о росте жалоб на невозможность перевода накоплений в НПФ — по состоянию на середину мая 2017 года количество обращений в десятки раз превысило общее количество обращений по таким вопросам за весь 2016 год. Как пояснили в пресс-службе регулятора, в настоящее время ЦБ совместно с ПФР осуществляет выборочную проверку порядка предоставления НПФ в ПФР уведомлений о вновь заключенных договорах, а также порядка поступления заявлений застрахованных лиц о выборе страховщика. Одновременно Банк России выступает "за скорейшее принятие поправок в законодательство, которые находятся на рассмотрении в Госдуме", отметили в пресс-службе ЦБ.

Глава Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов в свою очередь подчеркивает, что на фоне беспрецедентного роста количества жалоб единственная для граждан возможность отстоять свои права и выбор НПФ — обращение в суд и правоохранительные органы. "Расследования должны дать по рукам мошенникам, направляющим дублирующие заявления",— говорит он. В ПФР подчеркивают, что работают с каждой поступившей от граждан жалобой (часть обращений поступает от НПФ, позицию ПФР по жалобам граждан также запрашивает Банк России), детализируя причины отказа в переводе пенсионных накоплений. "Отмена результатов решения по переходной кампании осуществляется только через суд по иску гражданина, поэтому перспектива зависит, помимо наличия у гражданина необходимых документов и правовых оснований, от желания и настойчивости пройти путь судебной защиты своих прав. Каждый год суды принимают десятки решений по искам граждан, которые вносят изменения в принятые решения по переходным кампаниям",— сообщили в пресс-службе фонда. Хотя резкого всплеска числа подобных жалоб и исков в ПФР в сравнении с прошлыми годами пока не фиксируют, ситуация может измениться в ближайшее время.

В случае если причиной для отказа стали неправомерные действия третьих лиц, например, подача дублирующихся заявлений без ведома граждан, логично не только обжаловать в ПФР отказ, но и добиваться перевода пенсионных накоплений, отмечает управляющий партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин. Если гражданин ранее выдал доверенность действующему НПФ или агенту на действия от своего имени, в ПФР также необходимо направить заявление об отзыве доверенности. По оценке господина Зеленина, сроки разбирательств по подобным спорам в случае активных действий граждан могут составить менее одного года.

Tags: НПФ, Пенсия
Subscribe

Posts from This Journal “Пенсия” Tag

  • Будничные новости

    На прошлой неделе, а точнее 3 октября произошло очень громкое событие, которое очень тихо и незаметно было освещено в новостях. Хотя этот вопрос…

  • Брошенные пенсии без ориентира

    Это лето россиянам запомнится футболом и пенсией. Но если про футбол уже забываем, эмоции улеглись, то про пенсию можно говорить до ……

  • Нестыковки в расчетах

    Футбольная сказка и эйфория закончилась. По крайней мере, для россиян. Теперь осталось переварить это шоу. А хорваты оказались неблагодарными)…

  • Пока вы смотрели футбол

    На одном информационном портале каждое утро появляется дайджест новостей под заголовком «Пока Вы спали». Но вчера вряд ли кто-то спал.…

  • Разговор о пенсии

    В России говорить о пенсии не принято, особенно у людей младше 50 лет. А зачем это обсуждать? Ведь хочется жить молодым здесь и сейчас, а не на…

  • Открытым текстом: пенсии не будет

    В связи с последними политическими событиями, событиями на фондовом и валютном рынках, мимо общественного внимания прошли действительно…

  • Продолжение темы про НПФ или Вам нужен директор

    Стоило написать про негосударственные пенсионные фонды, как появляются новости одна краше другой, показывающую весь ужас и суть пенсионной…

  • Всё, что нужно знать об НПФ в России

    В прошлом году анализировал деятельность управляющих компаний НПФ. Результат оказался разочаровывающим. На промежутке с 2003 года все УК проиграли…

  • Разговоры о пенсии или неиспользуемые источники инвестиций

    Недели две назад увидел бурно обсуждаемую новость в своей ленте в одной из социальных сетей. Дебаты сводились к одному заключению – о,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments